Нет сомнений, что диван Честерфилд заработал свое место в качестве эталона дизайна мебели. Если кто-то попросит вас представить диван в первоклассном заведении или доме, есть большая вероятность, что вы представите себе Честерфилд.
Роскошная кожа, пуговицы, низкая спина и рулонные подлокотники — все это отличительные черты этого классического стиля, который когда-то был исключительно элементом дворцов, величественных домов и джентльменских клубов. Теперь диван Честерфилд превзошел свои аристократические корни и распространился по всему миру в со вкусом украшенных домах.
Но с чего все это началось? И как он стал широко популярным, каким он является и сегодня? Читайте дальше и вы узнаете историю и наследие дивана Честерфилд и как он превратился в одну из любимых предметов мебели в мире.
Как появился диван Честерфилд
Как и во многих хороших историях, диван Честерфилд имеет таинственное происхождение — на самом деле невозможно точно сказать, где и когда был сделан первый. Если оглянуться назад на использование слова «честерфилд», то этот термин стал использоваться для описания дивана в 1800-х годах, становясь со временем все более и более распространенным.
Хотя нет никакой достоверной истории о его происхождении, наиболее широко известно и цитируется, история, связанная с лордом Филипом Стэнхоупом, четвертым графом Честерфилда, от которого диван получил свое имя. История гласит, что граф пожелал иметь стул, в котором джентльмен мог бы комфортно сидеть, не сминая одежды, которые он носил, поэтому он поручил местному ремесленнику придумать решение, соответствующее его требованиям. В результате появился диван Честерфилд.
Если это правдивая история, то у Честерфилда вряд ли мог быть более изысканный автор, чтобы соответствовать его высшему классу. Лорд Филип Стэнхоп был богатым членом правящей элиты страны, известным политиком и писателем, а также запоминался как законодатель моды в то время.
Он также выступал за важность джентльменского обучения и поведения своего незаконного сына, впоследствии опубликованном в «Письмах к сыну» по искусству стать человеком мира и джентльменом (1774). Поскольку Граф уделял столь большое значение уважаемому и модному джентльмену, не кажется слишком надуманным считать, что он также несет ответственность за то, чтобы дать миру диван, у которого была первоначальная цель сохранить складки мужского костюма. Также кажется уместным, что тот, кто так заботился о благородстве и этикете, пойдет дальше, чтобы дать миру одну из самых выдающихся и элегантных предметов мебели.
Существует также вторая история о графе, которая может объяснить, как диван Честерфилд стал стильным элементом мебели. На своем смертном одре лорд Филипп сказал: «Дайте мистеру Дэйроллу стул», который его дворецкий интерпретировал как указание о том, что еще не знаменитый стул должен быть предоставлен его крестнику, мистеру Дэйролзу, который пришел, чтобы навестить больного графа.
Привезя кресло в свой дом, г-н Дэйролз продемонстрировал это видным образом, чтобы посетители полюбовались. Если эта история верна, нетрудно представить, что друзья и сподвижники крестника графа имеют свои собственные версии оригинала, обозначающие распространение стиля.
Викторианский диван Честерфилд
В то время как диваны существовали с 1690-х годов, на самом деле они были не популярны до 1800-х годов, когда комфорт стал важным требованием от мебели — до этого в приоритете предпочтительных качеств были функциональность и внешний вид.
Кажется маловероятным, что стиль дивана Честерфилд, который мы знаем и любим сегодня, пришел прямо от Графа Честерфилда. Даже диваны, сделанные вскоре после его смерти, вероятно, были далеки от современного облика.

Ранние модели были набиты конским волосом и имели тафтинг, чтобы держать волосы на месте. Отсутствие подрессоренной подушки, вероятно, означает, что эти более ранние модели были намного более неудобными, чем более поздние модели. Аналогично, кнопки, применяемые к обивке, были, вероятно, также менее удобными, с более жесткой кожей и скорее всего, впились в кожу любого, кто сидел на диване. Интересная теория о кнопках на ранних стульях заключается в том, что они были сделаны для того, чтобы нежелательным посетителям было неудобно сидеть, не позволяя им слишком долго ждать аудиенции графа.
Пуговицы, которые мы находим на современных диванах Честерфилд, на самом деле не были модными до викторианской эпохи, а спиральная пружина не была запатентована до 1828 года. Обе эти функции улучшили бы комфорт дивана в десять раз, приблизив его ближе к сегодняшнему Честерфилду. Первые примеры того, что мы смутно признаем как Честерфилд в современном стиле, вероятно, не появлялись, по крайней мере, до середины 1800-х годов.

Диван Честерфилд вскоре стал фаворитом в домах богатых аристократов Великобритании, причем самыми популярными тенденциями стали их обивка либо в бархате, либо в коже. Став популярным во многих викторианских гостиных, диваны пробрались в джентльменские клубы Лондона, где они предоставлялись некоторым самым богатым людям эпохи, чтобы сидеть и обсуждать важные вопросы. Клубы были очень эксклюзивны, предоставляя место для отдыха и общения с друзьями.
Диваны и стулья Честерфилд занимали видное место во всех клубах викторианских джентльменов, некоторые из них до сих пор активны. Многие из диванов и стульев являются оригинальными антиквариатами, что свидетельствует о непреходящей популярности и долговечности дизайна.

Возможно, самым известным диваном Честерфилд этого периода был тот, который находился в офисе Зигмунда Фрейда, основателя психоанализа. Его революционные теории и техники вышли из осознания того, что можно добиться большего успеха, позволив своему пациенту свободно говорить о своих мыслях, чувствах и мечтах, не опасаясь цензуры или упрека. Он заставил своих пациентов лежать и говорить, пока он сидел и делал заметки о том, что они говорили. Ключевым фактором успеха этой терапии было создание пространства, где пациент чувствовал себя комфортно и безопасно — кое-что важное в достижении успеха сыграл диван психоаналитика.
Считается, что Фрейд владел несколькими диванами в течение своей жизни, и единственный, что был сохранен, — это тот, который у него был в более поздние годы жизни, и который представлен в музее Фрейда в Лондоне. Однако благодаря его новаторской работе использование Честерфилда в кабинетах викторианских психологов стало обычным делом, и широко используются и по сей день.
С помощью своего верного Честерфилда Фрейд разработал теорию психоанализа, продолжая оказывать медикаментозное лечение многим знаменитым лицам той эпохи, которые прошли терапию, лежа на диване и рассказывая о своей жизни. Честерфилд стал синонимом его работы и, вероятно, всегда будет связан с практикой психоанализа.

Зигмунд даже не был единственным Фрейдом, связанным с этим стилем дивана, так как диваны снова появились в творчестве его внука — художника Люсьена Фрейда, который нарисовал много фигур на темном фоне кожаного дивана Честерфилда в его карьере в 20-м веке. Возможно, самое запоминающееся в работе 1988 года, Белла и Эстер, на которой он нарисовал двух своих дочерей, расслабляющихся вместе на диване.
Рост популярности дивана Честерфилд
По мере расширения империи, а британские вооруженные силы создали новые колонии и границы, они принесли ценности, которые, как они думали, воплотили страну вместе с ними. Это также распространялось на стиль и моду, которые были популярны в то время и экспортированы, чтобы попытаться создать дом для британцев вдали от родины.
Диван Честерфилд был одним из этих экспонатов, который был представлен на территории, и можно было увидеть примеры стиля в таких местах, как Канада, Индия и Австралия. Благодаря великому могуществу и широкому охвату империи на пике в этот период, Честерфилд вскоре смог стать глобальной иконой дизайна.
Стиль был так широко расценен как архетип дивана в Канаде, что слово «честерфилд» стало термином для любого дивана с любым дизайном. Слово все еще используется для обозначения дивана и сегодня, но в настоящее время оно обычно рассматривается как умирающая фраза, которая в конечном итоге будет полностью заменена предпочтительным термином «диван».
К тому времени, когда Британская империя достигла своего пика в 1920-х годах, диван Честерфилд стал типичной иконой эпохи. Ни один уважающий себя джентльменский дом не мог обойтись без хотя бы одного из этих диванов, где они дали вечеринке среднего класса удобное место, чтобы сидеть и отдыхать на протяжении всего десятилетия, известного как «Ревущие двадцатые».

Даже после окончания Британской империи диван Честерфилд оставил свой след, а импортный стиль стал синонимом роскоши и качества для дизайнеров интерьеров по всему миру. Элегантная внешность дивана показала, что он принят многими известными предприятиями, такими как отели, рестораны и офисы. Вы можете найти Честерфилд во многих высококлассных лобби, стойках регистрации и барах по сей день — места, которые нуждаются в изысканном декоре, чтобы соответствовать премиальным услугам, которые они предлагают своим клиентам.
Диван Честерфилд сегодня
Когда-то статусный символ, диван Честерфилд теперь зарекомендовал себя как очень желаемое дополнение ко многим домам и предприятиям. Диван восхищает вечным стилем и отличным видом, который он может добавить к интерьеру здания, где он может работать с любым типом декора — от более традиционного до современного. Это просто один из тех предметов мебели, который никогда не выйдет из моды.

На протяжении многих лет диван Честерфилд был разработан и переосмыслен многими изобретательными способами. Он был воссоздан в широком диапазоне различных материалов: от текстурированной и антикварной кожи до гладких бархатов и нейтрального полотна. То, что видно из всех этих различных дизайнерских идей, заключается в том, что они все еще могут придерживаться этого классического стиля, который сделал их такими популярными сотни лет назад.